Примечания

Европа - один из четырех галилеевых спутников Юпитера. По размерам немного меньше Луны: диаметр 3122 км (у Луны 3474 км), масса 4.8 1022 кг, орбитальный период 3.551 суток. Орбитальное движение синхронизировано с вращением так, что Европа повернута к Юпитеру всегда одной стороной (соответственно, диск Юпитера в небе Европы не движется). Заметной атмосферы нет. Поверхность покрыта льдом (возможно, частично расплавленным) толщиной около 100 км, ниже начинаются каменные породы. Весьма вероятно, что под ледяной корой Европы, чья толщина оценивается в 5-20 км, лежит глобальный океан.
Фото Европы
Подробнее о Европе

Ганимед - еще один галилеев спутник Юпитера. Самый крупный спутник в Солнечной системе (по размерам даже больше Меркурия). Его диаметр - 5268 км, масса 1.48 1023 кг (в 2 раза больше массы Луны), орбитальный период 7.155 суток. Орбитальное движение синхронизировано с вращением так, что Ганимед повернут к Юпитеру всегда одной стороной (соответственно, диск Юпитера в небе Ганимеда не движется). Заметной атмосферы нет.
Фото Ганимеда
Подробнее о Ганимеде

Урук - область на поверхности Ганимеда, расположенная в приэкваториальных широтах в районе 180 градусов долготы. Поскольку Урук расположен в противоположном от Юпитера полушарии Ганимеда, Юпитер там никогда не виден.

Световая секунда - мера длины, расстояние, проходимое светом за 1 секунду, равно 300 тыс. км. От Земли до Луны - 1.3 световых секунды, от Земли до Солнца - около 8 световых минут.

"Королева в восхищении" - цитата из "Мастера и Маргариты" М.Булгакова.

"Для оценки времени экспозиции". Находящийся в вакууме материал непрерывно подвергается воздействию космических лучей, т.е. высокоэнергичных заряженных частиц. Вторгаясь на высокой скорости в кристаллическую решетку, заряженная частица разрушает ее вдоль своей траектории, образуя трек. По количеству таких треков можно понять, как долго образец провел на поверхности (на глубину в несколько метров космические лучи уже почти не проникают).

"Как смеялись первооткрыватели пульсаров". Когда Джоселин Белл и Энтони Хьюиш обнаружили строго периодические импульсы радиоизлучения, приходящие из космоса, они на полгода засекретили свое открытие, думая, что поймали сигналы внеземной цивилизации. Впоследствии выяснилось, что это были пульсары - быстро вращающиеся нейтронные звезды.

Пвилл - 26-километровый ударный кратер на поверхности Европы (26° южной широты, 271° западной долготы).
Фото Пвилла

Конамара Чаос (Conamara Chaos) - область хаотического рельефа на поверхности Европы. В этом месте ледяная кора была расколота на множество блоков, которые двигались друг относительно друга, находясь в неком пластичном материале (скорее всего, шуге - рыхлой губчатой смеси льда с водой, поднявшейся из глубины), после чего все снова замерзло.
Фото Конамара Чаос

М-диапазон - часть инфракрасного диапазона электромагнитных волн. В М-диапазон попадает излучение с длиной волны 5.0 ± 1.1 мкм. Таблицу спектральных диапазонов можно посмотреть здесь.

Мюон (другое название - мю-мезон) - элементарная частица, "тяжелый электрон". Не участвует в ядерных взаимодействиях, тяжелее электрона в 207 раз. Нестабильна, период полураспада составляет 1.5 10-6 сек.

Фуллерены - одна из аллотропных форм углерода. Одна молекула фуллерена представляет собой полую сферу (точнее, многогранник) из 60 или 70 атомов углерода (число атомов может быть и другим). Подробнее о фуллеренах.

Графен - слой графита толщиной в один атом, иными словами, плоскость, сложенная из шестиугольных углеродных ячеек. Подробнее о графене.

Ио - еще один галилеев спутник Юпитера, ближайший к планете. По размерам немного больше Луны. Масса 8.94 1022 кг, орбитальный период 1.769 суток. В отличие от остальных галилеевых спутников, совершенно лишен льда. Отличается бурной вулканической активностью, далеко превосходящей активность земных вулканов.

Тваштар - действующий вулкан вблизи северного полюса Ио. Видео извержения.

Каллисто - четвертый, самый удаленный от Юпитера галилеев спутник Юпитера. Несмотря на приличные размеры (диаметр Каллисто составляет 4816 км) лишен всяких признаков внутренней активности. Вся поверхность этого спутника густо усеяна ударными кратерами от падений метеоритов.
Фото Каллисто
Подробнее о Каллисто

"…изотопических модификаций молекул воды: HDO и H2O18". Изотопами называют атомы с одинаковым зарядом ядра, но разной массой, вызванной разным количеством нейтронов в ядре. Химические свойства изотопов одного элемента одинаковы. D - дейтерий, тяжелый изотоп водорода. O18 - тяжелый изотоп кислорода, в ядре которого 8 протонов и 10 нейтронов (и на Земле, и в космосе гораздо более распространен изотоп кислорода O16 с 8 протонами и 8 нейтронами в ядре).

Гималия, Пасифе - небольшие спутники Юпитера.

"Сесть всем вместе в позу лотоса и петь "ом". "Ом мани падме хум" - одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны, особенно характерная для тибетского буддизма), шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары.

Сфера Хилла - область пространства, в котором могут двигаться тела, оставаясь при этом спутниками данного небесного тела. Сфера Хилла ограничена первой и третьей Точками Лагранжа. Подробнее о сфере Хилла в приложении к системе Земля + Луна.

Первая точка Лагранжа - в системе двух массивных тел, вращающихся друг вокруг друга (в данном случае - Ио и Юпитера) точка, находящаяся между этими двумя телами, в которой третье тело пренебрежимо малой массы может находиться неопределенно долго. Подробнее о точках Лагранжа.

Зонды Фон Неймана

Deinococcus radiodurans - микробы, отличающиеся удивительной устойчивостью к радиации. Подробнее о них.

Стокгольмский синдром - психологическое состояние, возникающее при захвате заложников, когда заложники начинают симпатизировать захватчикам или даже отождествлять себя с ними. Подробнее о стокгольмском синдроме.

Бутылка Клейна - поверхность, впервые описанная Ф.Клейном в 1882 году. Бутылка Клейна является односторонней поверхностью и в трехмерном пространстве имеет линию самопересечения (без самопересечения может быть построена только в четырехмерном пространстве). В отличие от обыкновенного стакана у этого объекта нет "края", где бы поверхность резко заканчивалась. В отличие от воздушного шара можно пройти путь изнутри наружу не пересекая поверхность (то есть на самом деле у этого объекта нет "внутри" и нет "снаружи").
Рисунок бутылки Клейна

Бычий цепень - (лат. Taeniarhynchus saginatus) - вид паразитических ленточных червей. Поражает крупный рогатый скот и человека. Взрослая особь бычьего цепня состоит из более чем 1000 члеников и достигает 4-10 метров в длину. Срок жизни бычьего цепня в кишечнике человека, если не предпринимать никаких мер по дегельминтизации, составляет 18-20 лет. За год цепень продуцирует ~ 600 миллионов яиц, за всю жизнь ~ 11 миллиардов.
Подробнее о бычьем цепне

"Париж стоит мессы" - (Paris vaut bien une messe) по легенде, эти слова в 1593 году произнес вождь гугенотов (французских протестантов) Генрих Наваррский, (1553- 1610), когда ему, чтобы получить французский престол, пришлось перейти из протестантства в католичество. Генрих Наваррский стал французским королем Генрихом IV, основателем французской королевской династии Бурбонов.

Гамельнский крысолов - персонаж средневековой немецкой легенды. Согласно ей, музыкант, обманутый магистратом города Гамельна, отказавшимся выплатить вознаграждение за избавление города от крыс, с помощью колдовства увёл за собой городских детей, сгинувших затем безвозвратно.
Подробнее о Гамельнском крысолове